«Самое интересное в работе – разобраться с проблемой»


 

Сервисный инженер Сергей Егорович Молодцов отработал в нашей компании больше 22 лет. Мы поговорили с ним не только об оборудовании и нюансах работы в сервисно-монтажной службе Transfaire, но и спрятанных в холодильниках ракетах и о том, на каких работах не нужен отпуск.



Сергей Егорович, как Вы пришли в свою профессию?

Когда мне было 15 лет, я пошел учиться в Московский техникум железнодорожного транспорта на электромеханика холодильного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха. Как всегда и бывает, выбор был неосознанным, техникум посоветовал друг, который был на год старше меня и уже учился там. В итоге, получив специальность, всю свою жизнь я отработал холодильщиком.

Сначала я обслуживал рефрижераторные вагоны, которыми по всей стране доставлялись продукты питания. Такой рефрижератор является совершенно автономной системой. Под вагоном находятся топливные баки на семь тонн солярки для генератора, закачал их на станции – и можно ехать хоть через пустыню. С этими вагонами я разъезжал по всей стране: от Мурманска до Азербайджана и Находки. Из Петербурга в Венгрию возили мороженое, из Грузии – раннюю капусту. Очень нравилась эта работа. На рефрижераторных секциях бригада из трех человек находилась круглосуточно от 45 до 55 суток, и за каждые десять дней работы в таком режиме мы получали девять дней отгула. Честно признаться, я даже не знал, что такое отпуск – вполне хватало одних отгулов. 



Потом по семейным обстоятельствам – нужна была квартира – я ушел в армию, где работал тем же холодильщиком, но в армейском мундире, в звании старшего прапорщика. Долго привыкал к тому, что на работу нужно ходить каждый день. Кстати, не раскрою военную тайну, если скажу, что комплекс для запуска атомных ракет, который передвигался по железным дорогам Советского Союза, был выполнен на базе как раз рефрижераторных секций. Едет такой вагон – и невозможно понять, что там внутри: мороженое, рыба или ракеты. Сейчас один из таких вагонов выставлен в Петербурге в музее железных дорог России.  

Расскажите, пожалуйста, про начало своей работы в Transfaire.

В нашу компанию я пришел летом 2002 года. Я как раз стал военным пенсионером и подыскивал работу по специальности. Мой сосед, который работал в институте молочной промышленности, знал про компанию Transfaire и посоветовал связаться с ее руководством. Я приехал в Петербург, побеседовал с Сергеем Александровичем Черногоровым и сразу начал работать. Дали инструмент, машину, спецодежду – и вперед.

Много занимался обслуживанием холодильного оборудования для компании Danone, которая тогда разместила на ряде ферм Подмосковья свои танки для молока.  




   

Первые полгода были сложными. В свои 45 лет я чувствовал себя молодым специалистом. Не всегда можно было найти документацию на оборудование, опять же, новые для меня нюансы вроде промывки – все это изучалось опытным путем. Теперь, когда кто-то из более молодых коллег звонит и консультируется по оборудованию,  всегда стараюсь помочь – дать исчерпывающий ответ или поделиться опытом, помня, как поначалу было тяжело самому.

Когда я пришел в компанию, один мой коллега посоветовал: чтобы было проще с отчетами, записывай, что ты делал каждый рабочий день. Я еще подумал: а чего записывать? не вспомню, что ли? Но к совету прислушался. Тогда еще не было никаких CRM-систем, и я начал записывать в тетрадях. Они у меня сохранились до сих пор. Вот прямо сейчас открываю и читаю на первой странице про свой первый рабочий день в Transfaire: «27.06.2002. С 9 до 16. 6 часов. Рюховское. Устранение утечки в компрессоре». Так и записывал каждый день, когда выезжал  на сервисные работы. За двадцать два года ушло три тетрадки.



Как бы Вы оценили оборудование, с которым приходится работать?

Когда я пришел в Transfaire, то набивал руку на охладителях молока Prominox (сейчас, насколько я знаю, этот завод принадлежит шведскому производителю Wedholms). Ничего не скажу про них плохого, но потом на крупный проект в Орловской области пришли танки французской компании SERAP. Занимаясь их монтажом, я разобрался в них «от» и «до». Считаю, что это очень надежное оборудование. Я всегда говорил клиентам: «Ребята, если у вас на ферме есть вода и напряжение без скачков, такой охладитель будет у вас работать очень долго». В последней своей командировке был в хозяйстве в Пензенской области, где танк SERAP без ремонта отработал девять лет. И до последнего дня, что работал, я знал: пришел эллипсный танк из Франции – все с ним будет хорошо.

Бывает, что необходима какая-то серьезная консультация по оборудованию, нужно прямо глубоко копнуть, и тогда можно позвонить представителю SERAP в России, который связывает тебя со специалистами прямо на французском заводе. Очень полезная опция. 



Про самый запоминающийся вызов расскажете?

Да таких много было. Вот вспомнился случай: приезжаю в хозяйство, где почему-то не идет промывка танка. Начинаю разбираться, что не так. А мне говорят: да с танком все хорошо, просто у нас на водонапорной башне сгорел насос, вода никуда не поступает – в танк в том числе. Спрашиваю: а что вы от меня тогда хотите? А мне отвечают: ну вы, может быть, начальству нашему скажете, чтобы заменили насос. Вроде бы и курьезно – но ты приехал на вызов за 200 километров и как-то не хочется смеяться…

Самое неприятное в вашей работе?

Бывает, уже садишься в машину ехать на монтаж и узнаешь, что будет какое-то новое для тебя оборудование. Ну не успели раньше почему-то сообщить. Почитать про него и разобраться с нюансами ты, конечно, уже не успеваешь. А тебя в хозяйстве либо знают как сильного специалиста, либо руководство презентовало так, и они ждут тебя, чуть ли не завернутого в подарочную упаковку: вот сейчас приедет супер-пупер инженер. А ты приезжаешь, повторюсь, на новое для тебя оборудование – и бывали случаи, что на ферме его знают лучше тебя. Как-то глуповато себя при этом чувствуешь.

Еще неприятно, когда ты, представляя компанию на том или ином вызове или монтаже, вынужден выслушивать от клиента претензии, которые не входят в твою компетенцию. Что-нибудь там со сроками поставок, на таможне, например, задержалось… Говоришь: давайте я наберу руководство, и вы с ним пообщаетесь. Сразу отвечают: не, не надо, чего нам с ним общаться?.. И вроде бы ты приехал вовремя, работу свою сделал на «отлично», а все равно осадок остается.



Как обстоят сейчас дела с персоналом и на фермах, и в техотделе Transfaire?

Кризис кадров в сельском хозяйстве, конечно, сейчас актуален. Подготовленных сотрудников не хватает даже на мега-фермах, где установлено много современного оборудования. Про небольшие хозяйства и говорить не приходится – там большая текучка, рядовой персонал все больше из Средней Азии, зачастую присутствует языковой барьер. Спрашиваешь у такого парня: «Когда у вас встал охладитель?», а он тебе отвечает: «Завтра»… Ну не хотят идти люди работать в сельское хозяйство – и тяжело, и не престижно, и зарплаты не самые высокие… Это по одну, если можно так выразиться, линию фронта. 

А по другую – мы, то есть, сервисно-монтажная служба Transfaire. У нас есть как старые опытные сотрудники вроде меня, так и молодые ребята. Все – очень квалифицированные специалисты. Но, насколько знаю, руководство постоянно ищет новых сотрудников, пытаясь преодолеть дефицит кадров. Может быть, сказывается тот момент, когда техникумы перестали готовить технических специалистов и переквалифицировались на обучение экономике, юриспруденции и тому подобному.   



Какой бы совет дали своим молодым коллегам?

Не забывать, что каждый сервисный инженер должен сам создавать запас запчастей. Когда приезжаешь на объект и не можешь ничего починить, потому что у тебя нет необходимых запчастей и нужно заказывать их с центрального склада, ждать, когда они придут… Со стороны заказчика, которому надо, чтобы его оборудование было запущено, это, прямо скажем, так себе выглядит. Возникают, порой, конфликтные ситуации, в следующий раз могут сказать: «Вот только этого товарища не присылайте»...

Ну и еще – так или иначе, на работе без конфликтных ситуаций не обойтись, поэтому старайтесь всегда прийти к консенсусу с коллегами, потому что делить нам нечего. Все делаем одно дело.



Скоро Новый год. Доводилось выезжать на аварию в хозяйстве в новогоднюю ночь?

Прямо в Новый год – нет, но вот однажды вызвали 7 ноября, в День Великой Октябрьской социалистической революции (а мы с друзьями продолжаем отмечать этот праздник). И вроде бы и недалеко уехал, а провозился долго… Друзья пришли к нам в гости, жена встретила их, немного подождали, потом я позвонил, чтоб начинали без меня… И когда вернулся домой, они уже ушли. Отпраздновал, в общем. Было и такое.

И последний вопрос – самое интересное в Вашей работе?

Да, наверное, как у всех технарей – разобраться с проблемой. Когда долго-долго ищешь ее причину, а потом вдруг доходит, что вот она, все время была у тебя перед глазами. И сразу жизнь налаживается.